Академический директор LSE
Валерия Цап
Для тех, кто стремится свободно владеть языком, модальные конструкции обязательны для изучения, ведь их активно используют в повседневном, деловом и академическом контекстах.
На первый взгляд кажется, что для их усвоения достаточно изучить несколько правил. Однако на практике не все так просто. Модальные глаголы в английском языке «живут» в контексте и передают разные смыслы в зависимости от ситуации. Обучение в онлайн-школе английского – отличный выбор, если вы хотите изучить модальные глаголы и в целом достичь уровня свободного владения языком. Современные программы в London School of English не ограничиваются теорией, а предлагают модели реальной разговорной практики с примерами, диалогами, ситуациями, которые помогают ощутить «естественный» язык.
Модальные глаголы (modal verbs) — это специальные слова, употребляемые для изменения или уточнения значения следующего за ними основного глагола. Например:
К основным модальным глаголам относятся: can, could, may, might, shall, should, will, would, must, ought to, а также сложные формы вроде have to, need to, be able to. Некоторые из них используются чаще в официальном языке, другие – в разговорном.
Модальные глаголы обладают рядом грамматических особенностей, которые следует учитывать, чтобы избежать ошибок и не путать их с полнозначными словами. Вот основные правила, которые помогут лучше понять их употребление:
Эти правила следует не только изучать, но и тренировать на практике, чтобы постепенно закрепить употребление модальных форм. Чтобы правильно пользоваться такими глаголами, очень важно учитывать именно контекст, ведь одно и то же слово может приобретать разное значение в зависимости от ситуации.
Чтобы лучше ориентироваться в таких конструкциях, следует обратить внимание на ключевые контекстуальные особенности:
Модальные глаголы – это не просто теоретические конструкции из учебника, а настоящий инструмент, позволяющий гибко выражаться в разных жизненных обстоятельствах. Их роль выходит за рамки базового уровня, ведь они помогают создавать языковые оттенки, показывать намерения, эмоции или отношение к событиям. Благодаря этим словам английский звучит более живо и метко, адаптируясь к потребностям разговора.

Когда возникает необходимость сказать, что у человека есть определенные способности или возможность что-то делать, английский язык предлагает несколько вариантов. Одни из них уместны для настоящего момента, другие для прошлого или воображаемой ситуации.
В настоящем времени для этого чаще всего используется слово can. Оно помогает передать, что человек может что-то сделать именно сейчас. Например, предложение "I can swim across the lake" - "Я могу переплыть озеро" означает, что говорящий имеет физическую возможность и умение сделать это.
Когда же нужно говорить о прошлых способностях или предположениях, имеющих условный характер, уместно использовать форму could. Она служит для того, чтобы передать ситуацию, которая была актуальна когда-то в прошлом. Например, в предложении "He could solve such puzzles easily when he was younger" - "Он мог легко сложить такие паззлы, когда был моложе" подчеркивается, что в прошлом этот человек имел соответствующие навыки, знал как это делать. В гипотетических ситуациях, например: "We could try another way" - "Мы могли бы попробовать другой способ" выражается предложение или предположение, или же выразить потенциальную возможность, в зависимости от обстоятельств.
Отдельная функция употребления модальных форм – это передача вероятности и предположения. В таких случаях важно не только сообщить о факте, но и показать, насколько говорящий в нем уверен.
Глагол Must — помогает указать на высокую вероятность чего-либо или сделать вывод на основе очевидных фактов.
Примеры:
Другие формы – might, may, could – используются, когда мы не уверены в сказанном.
Например:
Когда нужно отрицать предположение или исключить какую-либо возможность, используется глагол can't.
К примеру:
Такие конструкции особенно полезны в письменных текстах, когда нужно быть не категоричным, а аккуратным. К примеру, в научных работах часто используют may have или could have, чтобы оставить пространство для сомнения.
В зависимости от ситуации — неформальной или официальной — выбираются разные модальные формы. Например, когда речь идет об обычном разговоре между знакомыми, вполне уместно сказать: "You can borrow my book" - "Ты можешь одолжить мою книгу" или "He can leave early today" - "Ему можно уйти раньше сегодня". Слово can в этом случае используется как способ позволить что-то сделать без излишней формальности.
Если же ситуация требует немного больше официальности, например, обращения к преподавателю, коллеге или незнакомому человеку, тогда уместнее будет использовать may. Фразы типа "May I come in?" - "Можно войти?" или "You may use your notes during the exam" - "Вы можете использовать свои записи во время экзамена" звучат сдержанно и уважительно.
Еще более мягко и осторожно разрешение можно сформулировать с помощью could. Это подходит тогда, когда вы хотите выглядеть вежливо, не давя на собеседника. Например: "Could we stay a bit longer?" - "Можем ли мы остаться еще немного?", именно такие конструкции часто услышаны в непринужденных, но вежливых разговорах.
Что касается запрета, здесь тоже есть несколько вариантов:
Как видим, английские модальные конструкции позволяют быть как мягкими, так и строгими в общении. В зависимости от того, какой именно модальный глагол выбирает говорящий, меняется не только грамматика, но и сам месседж фразы. Это имеет огромное значение, особенно в деловом или международном общении, где правильная тональность может влиять на результат разговора.
Модальные конструкции — отличный инструмент, который помогает сделать обращение более мягким, дипломатическим, иногда более дружественным.
Наиболее употребляемые конструкции просьбы:
Для приглашения/предложения используются следующие слова:
Такое использование модальных глаголов позволяет не только построить правильное предложение, но и звучать тактично. Это особенно важно, когда мы общаемся в англоязычной среде, где форма иногда значит не меньше, чем содержание.
Английские модальные формы также используются, чтобы дать совет или высказать критическую оценку. Они помогают звучать мягко, не прибегая к прямому осуждению. При этом тон может изменяться от дружественного к более категоричному.
Чаще всего советы передаются с помощью:
Критика или анализ прошлых действий, того, что следовало сделать, но не было сделано, часто выражается с помощью конструкции should have + past participle:
Это одна из тех ситуаций, когда модальные глаголы позволяют выразить свое мнение, не нарушая этикета.
Среди модальных глаголов особенно выделяется слово must. Оно не просто выполняет грамматическую функцию — во многих случаях это индикатор серьезности ситуации. В зависимости от контекста must может выражать как необходимость, так и внутреннее или внешнее обязательство, а также сильное убеждение говорящего.
Бывают разговорные ситуации, когда важно дать понять: действие не просто желательно — оно обязательно. Именно в таких случаях пригодится глагол must, который служит сигналом серьезного намерения или четкого требования. Это слово часто встречается в инструкциях, правилах безопасности или инструкциях, где нет места сомнению. Например, когда говорят: "You must wear a seatbelt" - "Вы должны пристегнуть ремень безопасности", это воспринимается не как рекомендация, а как правило, не подлежащее обсуждению. Также используется для выражения запрета или логического предположения.
Модальные глаголы – важный инструмент в структуре английского языка. Для тех, кто стремится уверенно использовать modal verbs не только в письме, но и в живой речи, следует рассмотреть возможность учить английский в формате, позволяющем сразу применять знания на практике. Именно такой подход предлагается на курсах английского для взрослых от LSE, где особое внимание уделяется усвоению правил в реальных ситуациях: вместо сухих фактов – разговорные модели, вместо скучных упражнений – тематические диалоги. Такой формат помогает быстрее и глубже усвоить активно используемые в повседневной жизни и профессиональной среде ключевые конструкции.
89
0
Микрошаги - макрорезультаты: как 7 минут в день могут изменить ваш английский
Академический директор LSE
Валерия Цап
28 ноября 2025
121
0
5 причин начать смотреть стендап на английском и как делать это правильно
Младший академический менеджер LSE
Анна Гапоненко-Бозкир
21 ноября 2025
234
3
Рождество на трех языках: как звучат самые известные ярмарки Европы
Контент-менеджер LSE
Дарина Коновалова
14 ноября 2025
533
0
Как правильно использовать артикли a, an, the?
Старший академический менеджер LSE
Наталья Савченко
04 ноября 2025
Ми використовуємо cookie-файли для надання вам найбільш актуальної інформації.
Переглядаючи цей сайт, ви погоджуєтесь на використання cookie-файлів.